Что такое Управляющий совет?
Управляющие советы – это одна из моделей государственно-общественного характера управления школой.
Когда школой управляют только представители официальной «властной вертикали» – учредители школы, члены школьной администрации во главе с директором (а именно так пока обстоят дела в большинстве наших школ), характер управления можно обозначить как «государственный».
Но если к реальному управлению школой начинают приобщаться и представители общественности, прежде всего родительской, возникает иной, более демократический государственно-общественный характер управления. Необходимость такого подхода к управлению была зафиксирована 13 лет назад в ст.2 Законе РФ «Об образовании», это является важным принципом государственной политики в области образования. Поэтому идея создания управляющих советов, в которых есть и представители государственного, профессионально-ведомственного сектора (представители учредителя, директор школы), и носители общественного начала (представители родителей, активные и уважаемые граждане) – не что иное, как шаг к практической реализации этого принципа.
В отличие от органов внутришкольного самоуправления, отстаивающих особые интересы и права отдельных групп участников образовательного процесса – учащихся (ученические комитеты, советы старшеклассников, советы выпускников), родителей (родительские комитеты школы и классов), педагогов (педагогические и методические советы), управляющий совет является общешкольным внутренним органом управления школой (органом внутришкольного управления). Признаком его реального участия в управлении школой – возможность влиять на положение дел, доступ к принятию важных и ответственных управленческих решений.
Для чего нужен школьный управляющий совет?
Каждое утро наши дети – и миллионы других российских детей – идут в школу. В школе проходит очень большая часть их жизни – их чему-то учат, им ставят оценки, их водят на экскурсии, рассаживают по партам; их жизнь, включая уроки, питание, медицинское обслуживание и т.п., как-то организована. Школа каким-то образом оборудуется, ремонтируется, финансируется, управляется – и всё это непосредственно влияет, в конечном итоге, на то, что происходит с нашими детьми.
Всегда ли мы удовлетворены тем, что происходит в школе? Очевидно, не всегда и не во всем. И тогда зададим себе вопрос: а как мы, – то есть мамы, папы, бабушки и дедушки, работники вузов и работодатели, шефы и помощники школы и т.д., – можем повлиять на то, как устроена жизнь и учеба наших детей в школе?
В сегодняшней привычной модели массовой российской школы «не можем», «не знаем», «не имеем права», «не наш вопрос» и т.п. Если ребенку в школе скверно, остается жаловаться начальству, что мало эффективно, или уходить в другую школу. Но какие гарантии, что «другая школа» будет лучше, чем «эта»? Гарантий нет. А наши права там будут иными, чем здесь? Да, вроде, нет. Будут теми же самыми, то есть никакими.
Но вовсе не обязательно, что так должно быть всегда и везде. Есть школы, где отношения родителей с директором и учителями складываются в другой системе управления школой. В этой новой системе – и пока, увы, для нас очень непривычной – наряду с привычными фигурами директора, завуча, появляется новый внутришкольный орган власти – управляющий совет. В управляющий совет входят как представители государства, так и представители родительской, ученической, местной общественности.
Участвуя в работе такого совета, вы сможете принять решения о более благоприятном режиме обучения детей, о выборе наиболее актуальных для учеников профилей обучения и части школьной программы, вы сможете влиять на распределение школьных денег и на перспективу развития вашей школы.
Конечно, управляющий совет не призван заменить директора, завучей и учителей школы – он должен их конструктивно дополнить. Управляющий совет школы – это коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления школой: в каких направлениях развивать школу, чтобы ее сделать успешной, как привлекать и расходовать школьные средства и др.,. С другой стороны, это площадка согласования интересов всех участников образовательного процесса, поиска компромиссных решений по сложным вопросам жизни школы. Все представителя этих участников входят в состав совета для совместной выработки конкретной школьной стратегии и обязательно будут «услышаны».
На протяжении всей этой работы управляющие, наделяемые необходимыми правами и властными полномочиями, принимают конкретные решения, выполняемые всем «школьным населением».
Уже сегодня школьный управляющий совет может создаваться и работать, – если есть общее понимание его необходимости у родителей, руководства школы, учредителя.
Что и как управляющий совет может улучшить в работе школы?
Во-первых, УС может помочь учителям и директору школы узнать мнение родителей школьников о том, как школа должна учить, воспитывать, развивать детей, услышать пожелания семьи к школе и учителям. Родителям же УС поможет понять, что ожидает их детей в школе этом году, через 3 года, узнать возможности школы и ее перспективы.
Как это можно сделать? Проще всего конечно, побеседовать с родителями, встретиться с членами родительских комитетов школы и классов. А может быть, члены УС составят простые опросные листы (анкеты); отвечая на них, родители школьников расскажут о своих пожеланиях и потребностях. Но это только полдела. Труднее всего договориться, как школе учесть мнение семьи.
Здесь родителям важно понимать, что школа – не всемогуща, обязана выполнять обязательные государственные требования и нормы (например, государственный стандарт, базисный учебный план). Поэтому она не может и не должна выполнять все и любые пожелания родителей.
Что-то можно поправить уже в этом году, на что-то пока нет ресурсов. Но если вместе составить программу улучшений в школе и наметить поэтапный план совместных усилий, но наверняка постепенно найдутся и ресурсы, и новые силы.
Во-вторых, УС может улучшить условия жизни детей в школе, создать в ней более разумный и человечный уклад школьной жизни. Именно поэтому качество школьного питания, безопасность детей, комфортность школьной среды, хорошее устройство школьного быта, оздоровительные занятия, разумное сочетание учения и отдыха – все это забота членов школьного совета.
Как это можно сделать? Прежде всего, руководство школы должно обстоятельно рассказать и показать УС в каких условиях работает школа сегодня, что мешает ей быть такой безопасной и уютной, теплой и доброжелательной, как хотелось бы. Внимательно, не спеша, изучив положение школы и поняв трудности, можно наметить пути улучшения школьной жизни и вместе со школьной администрацией начать шаг за шагом проводить их в жизнь.
В-третьих, школьный совет может повлиять на обучение детей, ведь он имеет право согласовывать образовательную программу школы, а также школьный компонент, профили обучения и т.п. В этих документах определяется, чему в этом учебном году будут учить детей в каждом классе этой школы, сколько уроков отводится на каждый предмет, какие предметы дети могут изучать по своему выбору, какие дополнительные образовательные услуги и на каких условиях можно получить и т.д.
Как это можно сделать? Об этом подробнее говорится в разделе сайта «Основные направления работы УС.
В-четвертых, Совет «дает добро» на введение в действие программы развития школы – документа, в котором ясно и четко показывается будущее этой школы, ее завтрашний день и его отличия от сегодняшнего. А это значит, что он может через программу развития улучшить все стороны школьной жизни, без единого исключения.
Как это можно сделать? Для начала нужно познакомиться с предлагаемой педагогическим коллективом программой развития, точнее – ее проектом, посмотреть ее основные направления, включиться вместе с учителями в работу над программой (или в ее разработку с азов, если в вашей школе такая программа пока отсутствует). Тогда право на согласование программы, данное школьному совету, будет использовано с наибольшей отдачей. Подробно смотрите раздел сайта «Основные направления работы УС – Будущее школы: Программа развития»
В-пятых, Совет может улучшить положение дел в таком непростом и важном вопросе школьной жизни, как финансовое обеспечение, поиск и привлечение внебюджетных средств, а также наиболее рациональное расходование бюджетных средств.
Как это можно сделать? Прежде всего, общественные управляющие должны понять, как финансируется школа, откуда и в каких объемах она получает средства. После этого начинается кропотливая работа по поиску новых источников финансирования школы и путей разумного и экономного расходования средств. О ней вы подробно ознакомитесь в специальном разделе сайта «Основные направления работы УС.
Так чем же УС может помочь в улучшении работы школы?
Он может:
1. Помочь прислушаться к общественному мнению и уточнить цели школы.
2. Помочь улучшить условия школьной жизни.
3. Помочь улучшить и обновить учебный и воспитательный процесс.
4. Помочь определить пути развития школы.
5. Помочь найти ресурсы и средства для этого развития.
А конкретные ответы на эти вопросы, ответы, относящиеся именно к Вашей школе, мы уверены, Вы найдете сами…
Состав Управляющего совета МОУ «Санаторно-лесная школа» на 2023-2024 учебный год
Работники школы
№
|
Должность
|
Фамилия, имя, отчество
|
1
|
Директор
|
Ушкова Нина Васильевна
|
2
|
Заместитель директора по ВР
|
Малафеева Анастасия Маратовна
|
3
|
Социальный педагог
|
Норская Александра Вячеславовна
|
4 | Советник директора по воспитанию | Жукова Екатерина Юрьевна |
Обучающиеся
№
|
Класс
|
Фамилия, имя, отчество
|
1
|
9
|
Полковникова Дарья
|
2
|
9 | Казакова Варвара |
3 | 9 | Соболев Николай |
Родители
№
|
Фамилия, имя, отчество
|
1 | Казакова Мария Дмитриевна |
2
|
Куликова Екатерина Юрьевна
|
3
|
Бушин Александр Николаевич |
Кооптированные члены Совета: председатель ВООП ЯООО – Суворова Галина Михайловна
МЕСТО РАБОТЫ УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА
Управляющий совет – орган управления школой, наличие и присутствие которого в школе должно быть каким-то образом обозначено для других участников школьного сообщества.
Управляющий совет должен иметь рабочее место в школе. Это место, предназначенное для его заседаний, может быть и не стоит выделять особо. Его можно совместить с методическим кабинетом или кабинетом, в котором школа традиционно проводит педагогические советы и рабочие совещания трудового коллектива.
Управляющий совет должен иметь место для размещения своей информации. Свой раздел на общешкольном информационном стенде или специальный стенд в месте, доступном для посетителей школы. Если школа имеет собственный web-сайт в локальной (местной) или глобальной сети Интернет, там тоже может появиться специальный раздел, например, имеющий название «Информация управляющего совета школы….».
Информация о работе управляющего совета, которую необходимо довести до сведения школьного сообщества, может быть следующего содержания:
· Имена председателя, секретаря управляющего совета, председателей комиссий и временных рабочих групп (возможно, полный списочный состав управляющего совета).
· Место и время плановых заседаний управляющего совета.
· Повестка очередного заседания управляющего совета.
· Решения последнего заседания управляющего совета.
· Информация о промежуточных и итоговых результатах работы комиссий и временных рабочих групп (если будут принято решение об их публикации).
· Режим работы общественной «приемной управляющего совета» (если таковая появится вашей школе).
· Приемные дни председателя и секретаря управляющего совета.
· Приемные дни председателей комиссий и временных рабочих групп (если решение о необходимости этого принял управляющий совет).
· Вопросы, вынесенные управляющим советом на обсуждение в школьном сообществе.
· Годовой отчет о деятельности управляющего совета.
ДОКУМЕНТАЦИЯ УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА
Управляющий совет должен иметь собственную документацию, которая обеспечивает его работу и отражает состояние его деятельности.
В перечне документов управляющего совета должны быть:
· Извлечения из устава школы, касающиеся ее Управляющего совета;
· Положение об управляющем совете.
· Список членов управляющего совета и их координаты.
· Список комиссий управляющего совета и их полномочий.
· График заседаний управляющего совета на текущий год.
· Протоколы заседаний управляющего совета.
· Решения управляющего совета
· План работы управляющего совета
· Протоколы заседаний комиссий и временных рабочих групп.
· Годовые отчеты о деятельности управляющего совета, его комиссий и временных рабочих групп.
На заседании управляющего совета секретарь совета ведет протокол. После оформления протокол и решения совета подписываются председательствующим и секретарем управляющего совета, которые несут ответственность за правильность составления протокола. Оформленный протокол и решения совета секретарь рассылает всем школьным управляющим. (Срок, в течение которого оформляются и рассылаются эти документы управляющего совета, определяется в уставе или иных локальных актах школы).
В протоколе заседания управляющего совета указываются:
- место и время его проведения;
- фамилия, имя, отчество, присутствующих на заседании;
- повестка дня заседания;
- вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним;
- принятые решения.
За ведение документации управляющего совета и ее хранение несут ответственность председатель и секретарь совета.
Решения и протоколы заседаний управляющего совета хранятся в общеобразовательном учреждении. Они должны быть доступны для ознакомления всем участникам образовательного процесса данной школы. Чтобы облегчить процесс ознакомления, целесообразно помещать решения управляющего совета на информационном стенде.
Поскольку управляющий совет – орган школы, документация его может быть включена в общую номенклатуру школьных дел. В этом случае было бы удобнее, чтобы секретарь делопроизводитель школы являлся также и секретарем управляющего совета. Секретаря-делопроизводителя школы можно ввести в управляющий совет путем кооптации.
[2023] План работы Управляющего совета на 2023-24 год