Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.)
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Международные сопоставительные исследования качества образования были разработаны как инструмент, позволяющий выявить эффективность образовательных систем в разных странах и способствующий принятию решений и проведению реформ на основе полученных результатов.
Международные сопоставительные исследования качества образования проводятся Департаментом по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organisation for Economic Co-operation and Development – OECD) и Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA). В исследованиях участвуют более 100 стран и территорий.
Российская Федерация с 1990-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях:
- PISA – Международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment)
- TIMSS – Международное мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования (Trends in Mathematics and Science Study)
- PIRLS – Международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)
- TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey)
- PIAAC – Международное исследование компетенций взрослого населения (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies)
Международные сопоставительные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с государственной итоговой аттестацией, всероссийскими проверочными работами и национальными исследованиями качества образования формируют Единую систему оценки качества образования (ЕСОКО) в Российской Федерации.
Результаты Российской Федерации сопоставимы со средними данными по странам ОЭСР, а в отдельных исследованиях превосходят их. Так, в 2015 году российские четвероклассники и восьмиклассники вошли в семерку лучших в Международном мониторинговом исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS) среди почти пятидесяти стран-участниц. А в 2016 году российские четвероклассники заняли первое место в Международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS) среди пятидесяти стран-участниц.
Федеральный институт оценки качества образования при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) проводит международные конференции, посвященные вопросам современного образования, на которых ведущие международные эксперты делятся опытом в сфере оценки качества образования.
В Российской Федерации международные сопоставительные исследования качества образования проводит Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования. https://fioco.ru/ru/osoko/msi/
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Федеральный уровень
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" (посмотреть)
- Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 № ТС-2176/04 "О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся" (посмотреть)
- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности" (посмотреть)
- Письмо Минпросвещения от 14.09.2021 № 03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности" (посмотреть)
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности" (посмотреть)
Региональный уровень
- Приказ департамента образования Ярославской области от 31.12.2019 № 490/01-03 «Об утверждении Положения о системе оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Ярославской области»
- Приказ департамента образования Ярославской области от 23.03.2020 № 107/01-04 "Об утверждении Положения об обеспечении объективности процедур оценки качества образования и показателей объективности процедур оценки качества образования и всероссийской олимпиады школьников в Ярославской области"
- Приказ ГУ ЯО ЦОиККО от 30.03.2021 № 38/01-02 «Об утверждении Положения о работе экспертов по разработке оценочных инструментов для проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся»
- Региональная система оценки качества образования - https://www.yarregion.ru/depts/dobr/Pages/sistema-OK-podgotovki-obuch.aspx
- Независимая оценка качества образования на региональном уровне - http://coikko.ru/monitoring/nezockachpo/regiskachpodob/
- План мероприятий Ярославской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год
Муниципальный уровень
- Приказ "Об организации работы по повышению функциональной грамотности в 2022-2023 учебном году
- План мероприятий Ярославской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся (дорожная карта) на 2022-2023 учебный год
- Приказ 01-05/1168 от 21.12.2021 г. "О внесении изменений в приказ департамента образования мэрии города Ярославля от 26.11.2021 № 01-05/1088" (посмотреть)
- Материалы августовской конференции – 2021 "Управление качеством образовательной деятельности. От задач к решениям" http://yar-edudep.ru/razdely/informaciya_dlya_rukovoditelej/materialy_avgustovskoj_konferencii_2022/
Локальные акты школы
- [2023-24] План мероприятий (дорожная карта) по формированию финансовой грамотности обучающихся
- [2022] Организационно-методическое обеспечение формирования функциональной грамотности обучающихся
- [2022-23] План мероприятий (дорожная карта) по формированию финансовой грамотности обучающихся
- [2023] Анализ дорожной карты по формированию финансовой грамотности обучающихся
23 МАРТА 2023 года в школе состоялся медико-педагогический совет "ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ", посвященный анализу результатов открытых уроков по формированию функциональной грамотности.
СЕМИНАРЫ
«Формирование функциональной грамотности через проектную деятельность школьников МОУ «Санаторно – лесная школа имени В.И.Шарова»
Цель: «Распространение передового педагогического опыта по проектной деятельности как важнейшей составляющей формирования функциональной грамотности».
Задачи:
- Ознакомить участников семинара с существующей практикой деятельности в школе по следующим аспектам:
- особенности образовательной среды школы;
- результаты итогов диагностирования обучающихся в 2020-2021 учебном
- система работы педагогического коллектива по направлениям «учитель –ученик»; «учитель, ученик – родители (законные представители); «учитель, ученик – различные специалисты»;
- Поставить новые задачи, направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся школы с учетом требований современного времени.
Выступали:
Ушкова Н.В.- директор школы: «Формирование и развитие функциональной грамотности – одна из основных задач современного школьного образования»;
Пыжова С.Г. - зам. директора по УВР: «Система работы МОУ «Санаторно – лесная школа имени В.И.Шарова» по формированию современной личности ученика»;
Фролова Е.А. - учитель математики: «Оценка функциональной грамотности обучающихся МОУ «Санаторно – лесная школа имени В.И.Шарова»;
Путреников А.Ю. - педагог –психолог: «Привлечение психологических приемов, ресурсов семьи в проектной деятельности»;
Романов А.А. - учитель физической культуры: Творчество как основа формирования универсальных учебных действий»;
Проводили открытые занятия:
Норская А.В. - учитель начальных классов. 4 класс: «Учимся создавать проект»;
Есина Е.Е. - учитель русского языка и литературы. 5-6 классы: «Мифологические сказочные герои земли Ярославской».
Программа семинара
ОТКРЫТЫЕ УРОКИ И ЗАНЯТИЯ 2023-2024
- [24 мая 2024] Стороженко Е.И.
- [22 апреля 2024] Комиссарова Е.Б.
- [19 апреля 2024] Власов Д.П.
- [16 апреля 2024] Пыжова С.Г.
- [28 марта 2024] Романов А.А.
- [25 марта 2024] Норская А.В.
- [13 марта 2024] Поплавская И.А.
- [13 марта 2024] Власова Е.А., Курамагомедова Э.К.
- [6 марта 2024] Костерина И.Л.
- [15 февраля 2024] Журавлева Л.М.
- [13 февраля 2024] Мурина М.С., Лямина О.Б.
- [26 декабря 2023] Белякова Е.А.
ОТКРЫТЫЕ УРОКИ И ЗАНЯТИЯ - 2023
- [28 декабря 2022] Аракелова Е.В.
- [19 января 2023] Гагауз А.И., Разживина А.А.
- [19 января 2023] Курамагомедова Э.К., Власова Е.А.
- [26 января 2023] Курамагомедова Э.К., Власова Е.А.
- [26 января 2023] Анкудинов А.Г.
- [26 января 2023] Поплавская И.А.
- [27 января 2023] Тимошенко И.В.
- [31 января 2023] Малафеева А.М., Гимранова Е.В.
- [31 января 2023] Потапова Е.О.
- [31 января 2023] Есина Е.Е.
- [31 января 2023] Соснина Л.А.
- [31 января 2023] Гусева С.В.
- [2 февраля 2023] Стороженко Е.И.
- [3 февраля 2023] Коркка Е.Н.
- [6 февраля 2023] Медведева Е.А
- [6 февраля 2023] Жукова Е.Ю.
- [7 февраля 2023] Панфилова З.А.
- [9 февраля 2023] Чемерицкая И.М.
- [13 февраля 2023] Мурина М.С., Лямина О.Б.
- [14 февраля 2023] Журавлева Л.М.
- [14 февраля 2023] Бугаева А.Н., Хухарева Е.С.
- [14 февраля 2023] Смирнова Е.П.
- [14 февраля 2023] Комиссарова Е.Б.
- [15 февраля 2023] Костерина И.Л.
- [15 февраля 2023] Коротков Б.И., Путреников А.Ю.
- [15 февраля 2023] Батяева Е.Н.
- [15 февраля 2023] Грачева З.В.
- [16 февраля 2023] Морозова О.В.
- [16 февраля 2023] Романов А.А.
- [17 февраля 2023] Пыжова С.Г.
- [17 февраля 2023] Семенова Е.В., Булыгина А.Д.
- [21 февраля 2023] Новикова Н.А.
- [21 февраля 2023] Поляков Н.В.
- [22 февраля 2023] Павлова Н.Е.
- [22 февраля 2023] Норская А.В.
- [22 февраля 2023] Кусакова Н.В.
- [22 февраля 2023] Белякова Е.А.
- [27 февраля 2023] Бушуева А.В.
- [27 февраля 2023] Ушкова Н.В.
- [1 марта 2023] Коршунова О.В.