“Принято” на педагогическом совете школы протокол №3 от 27 марта 2012 года |
“Утверждено” директор школы: Верхотуров С.Р. приказ № 01-13/82 от 04.04.2012 года |
Положение
о рабочих программах
учебных предметов
МООУ санаторно-лесная школа
1.Общие положения1.1. Настоящее Положение определяет структуру и порядок разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов и дисциплин (далее – Рабочая программа по предмету) в МООУ санаторно-лесная школа.1.2.Рабочая программа, согласно статье 32 Закона РФ «Об образовании» – это нормативный документ, обязательный для выполнения в полном объеме.Согласно п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», утверждение рабочих программ по учебным предметам относится к компетенции образовательного учреждения.1.3.Рабочие программы являются составной частью учебного плана школы, реализующей программы начального общего образования, среднего общего образования и отражают методику реализации программ учебных курсов, предметов, дисциплин с учетом:
1.4. Рабочие программы по всем учебным предметам разрабатываются каждым учителем самостоятельно на один учебный год для каждого класса (параллели) на основе стандарта образования (с использованием примерной или авторской учебных программ). Рабочие программы хранятся у учителя и заместителя директора по учебно-воспитательной работе. 2. Цели и задачи разработки Рабочей программы2.1. Рабочая программа разрабатывается в целях:
3. Структура Рабочей программы:
3.1. Титульный лист Титульный лист должен содержать (Приложение №1): - название образовательного учреждения в соответствии с Уставом; - гриф утверждения программы; – название учебного предмета, для изучения которого написана программа; – указание класса, в котором изучается программа; – фамилию, имя и отчество разработчика (разработчиков) программы; - год составления программы. – название города, в котором подготовлена программа; 3.2. Пояснительная записка включает в себя сведения:
3.3. Тематическое планирование. (Приложение №2). 3.1.В тематическом планировании количество запланированных часов должно соответствовать количеству уроков календарно-тематического (поурочного) планирования. Обосновывая выбор количества часов по разделам (темам), необходимо раскрыть последовательность изучения разделов и тем программы, показать распределение учебных часов по разделам и темам из расчета максимальной учебной нагрузки. В тематическом планировании учебной программы устанавливается следующая последовательность (для классов, работающих по БУП 2004 года): - название раздела (темы); - содержание учебного раздела (темы); - необходимое количество часов для изучения раздела (темы). - время изучения. В соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС, учебный материал учебного предмета нацелен на создание условий для формирования личностных и универсальных (метапредметных) учебных действий, поэтому в данном разделе необходимо перечислить УУД, характерные для освоения конкретного учебного предмета. Контроль уровня обучения содержит пакет контрольно-измерительных материалов (контрольных, практических работ, тестов по темам): - по русскому языку – контрольные работы, диктанты, сочинения, изложения, тесты, контрольное списывание; - по литературе – контрольные работы, тексты для заучивания наизусть, тесты; - по математике – контрольные и самостоятельные работы, тесты; - по иностранному языку – контрольные работы, тесты; - по окружающему миру – контрольные работы, тесты; - по музыке, изобразительному искусству – контрольные срезы знаний; - по физической культуре – нормативы физической подготовленности учащихся; - по информатике – контрольные срезы знаний, тесты; - по технологии – контрольные срезы знаний. Все представленные в рабочей программе контрольно-измерительные материалы должны соответствовать требованиям ФГОС. Для классов, реализующих ФГОС 2010 года распределение граф составлено с учетом специфики предметов. 3.4.Календарно-тематическое (поурочное) планирование. (Приложение №3) Основная школа. В календарно – тематическом плане должны быть отражены: темы курса ( с количеством часов) и отдельных уроков, № урока п/п, дата (план), дата (факт), последовательность и количество часов, отводимое на их изучение, перечень контрольных, лабораторных, практических, исследовательских и проектных работ и экскурсий, домашнее задание. Начальная школа. Календарно-тематический план должен содержать следующие обязательные элементы: № урока п/п, раздел (тема) урока, дата (планируемая и фактическая), результаты, подлежащие освоению(в том числе понятия), практические, творческие работы, экскурсии и основные виды учебной деятельности обучающихся, формы работы. В разделе «Практические занятия» указывается количество необходимых по программе практических занятий, распределенных по темам. Данный раздел разрабатывают для предметов «Окружающий мир» и «Математика». Для предмета «Русский язык» в этот раздел включается развитие речи и творческие работы. Для предмета «Литературное чтение» – уроки развития речи, внеклассного чтения и экскурсии. Для предметов технология, музыка, физическая культура, ИЗО, информатика используются все те же графы с учетом специфики предметов. План должен быть представлен в виде таблицы 3.5. Требования к уровню подготовки обучающихся (составляется на конкретный учебный год) 4. Порядок разработки и утверждения Рабочей программы4.1. Рабочая программа разрабатывается каждым учителем самостоятельно на один учебный год. За качество выполнения несет полную ответственность учитель. 4.2. Текст рабочей программы должен быть кратким, четким, не допускающим различных толкований. Применяемые термины, обозначения и определения должны соответствовать стандартам, а при их отсутствии – должны быть общепринятыми в научной литературе.Следует избегать длинных, запутанных предложений, лишних слов и словосочетаний, затрудняющих чтение и восприятие текста. Не допускается применять обороты разговорной речи, техницизмы и профессионализмы, применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных аналогов в русском языке. 4.3. Количество учебных часов по предмету в Рабочей программе должно соответствовать годовому количеству учебных часов по учебному плану школы на текущий учебный год. В случае несоответствия количества часов необходимо обосновать изменения в пояснительной записке. При внесении изменений в тематику, логику изменения включения в учебный процесс, количество, продолжительность контрольных работ и т.д. необходимо представить обоснования изменений в пояснительной записке. 4.4. Учитель представляет Рабочую программу на заседание методического объединения учителей-предметников для экспертизы соответствия установленным требованиям. В протоколе заседания методического объединения учителей-предметников указывается факт соответствия Рабочей программы установленным требованиям.
4.5. Прошедшую экспертизу Рабочую программу руководитель методического объединения учителей-предметников представляют на согласование заместителю директора по учебно-воспитательной работе и на утверждение директору школы. 4.6. Директор школы приказом утверждает перечень рабочих программ. 5. Компетенция и ответственность учителя5.1. К компетенции учителя относятся:
5.2. Учитель несет ответственность за:
|
6. Компетенция и ответственность администрации
6.1. Заместитель директора по УВР осуществляет контроль за:
а) экспертизой и утверждением рабочих программ по предметам, внесением дополнений в рабочую программу;
б) хранением копий программ, их экспертиз;
в) осуществляет систематический контроль выполнения рабочих программ, их практической части.
г) осуществляет контроль уровня учебных достижений обучающихся по рабочим программам, анализируя статистические данные о результатах реализации программ учителем в аналитических справках по реализации программ.
6.2. Директор школы приказом утверждает рабочую программу. На титульном листе ставится гриф «Утверждаю. Директор ОУ – ФИО. Подпись. Приказ № от ».
7. Компетенция и ответственность школы
7.1. К компетенции школы относятся:
- разработка и утверждение рабочих программ по предметам;
- использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий;
- осуществление текущего и итогового контроля успеваемости, в соответствии с федеральными нормами, Уставом школы; - отчетность о выполнении обучающимися теоретической и практической части рабочих программ в соответствии с учебным планом МООУ санаторно-лесная школа на текущий учебный год и расписанием занятий.
Приложение №1
МООУ санаторно-лесная школа
«Утверждаю»
Директор школы: С.Р.Верхотуров
Приказ №____________ от ______________
Рабочая программа
по предмету:
«_________________________________________»
Класс___________
Составитель: (подпись) ____________________ (Ф.И.О.)
_______________(категория)
Учебный год:_____________________
г.Ярославль
Приложение 2
(Основная школа и начальные классы, работающие по БУП -2004 года)
Тематическое планирование
Приложение 3
№ п/п |
Название темы (раздела) |
Содержание учебного раздела |
Количество часов |
Время изучения |
|
|
Календарно-тематическое планирование
№ урока по п.п |
Тема урока |
Дата |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Практические (лабораторные, творческие) работы |
Контроль |
Домашнее задание |
||
План |
Факт |
|||||||
Тема ……. (количество часов) |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В конце четверти: Количество уроков по плану: Проведено уроков по факту: Причины невыполнения плана: Темы уроков, которые уплотнены: Изменения в рабочей программе |
||||||||
№лп.п |
Тема урока |
План |
Факт |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Практические (лабораторные, творческие ) работы |
Контроль |
Домашнее задание |
|
2-я четверть |
||||||||
(Начальная школа, работающая по новым ФГОС 2010 года)
Приложение 2
Тематическое планирование (окружающий мир)
№ п.п |
Наименование раздела (темы) |
Содержание раздела (темы) |
Всего часов |
Пр.работы (опыты) |
Экскурсии |
Контроль |
Формируемые УУД
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тематическое планирование (русский язык, математика)
№ п.п |
Наименование раздела (темы) |
Содержание раздела (темы) |
Всего часов |
Контроль |
Формируемые УУД
|
|
|
|
|
|
|
Тематическое планирование (литературное чтение)
№ п.п |
Наименование раздела (темы) |
Содержание раздела (темы) |
Всего часов |
Экскурсии |
Контроль |
Формируемые УУД
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3.
Календарно – тематическое планирование (окружающий мир)
№ п.п |
Тема урока |
Дата |
Результаты, подлежащие усвоению (в том числе понятия) |
Пр. работы, экскурсии |
ИКТ |
Виды деятельности и формы работы |
Дом. задание (2-4 классы) |
|||
План |
Факт |
|||||||||
Тема ……. (количество часов) |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Для всех предметов 1-я четверть 1 класс (журнал) 1.Тема…..2.ИКТ……3.Адаптационный период 4.Тема практической работы В конце (каждой) четверти: Количество уроков по плану: Проведено уроков по факт Причины невыполнения плана: Темы уроков, которые уплотнены: Изменения в рабочей программе |
||||||||||
2-я четверть |
||||||||||
Тема ……. (количество часов) |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Календарно – тематическое планирование (русский язык)
№ п.п |
Тема урока |
Дата |
Результаты, подлежащие усвоению (в том числе понятия) |
Творческие работы. Уроки развития речи |
ИКТ |
Виды деятельности и формы работы |
Дом. задание (2-4 классы) |
|
План |
Факт |
|||||||
Тема ……. (количество часов) |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно – тематическое планирование (литературное чтение)
№ п.п |
Тема урока |
Дата |
Результаты, подлежащие усвоению (в том числе понятия) |
Творческие работы, экскурсии. Уроки развития речи, внеклассного чтения |
ИКТ |
Виды деятельности и формы работы |
Дом. задание (2-4 классы) |
|
План |
Факт |
|||||||
Тема ……. (количество часов) |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно – тематическое планирование (математика)
№ п.п |
Тема урока |
Дата |
Результаты, подлежащие усвоению (в том числе понятия) |
Пр.работы |
ИКТ |
Виды деятельности и формы работы |
Дом. задание (2-4 классы) |
|
План |
Факт |
|||||||
Тема ……. (количество часов) |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Положение
о рабочей программе внеурочной деятельности
Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.
Рабочая программа (далее – Программа) – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания курса, основывающийся на примерную или авторскую программу внеурочной деятельности.
Цель рабочей программы – создание условий для развития личности и создание основ творческого потенциала обучающихся по определенному курсу внеурочной деятельности; определения содержания образования (фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающихся (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности);
Функции рабочей программы:
нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
целеполагающая, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.
Программы организации внеурочной деятельности могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.
Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы.
В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
1.Технология разработки рабочей программы
1.1. Рабочая программа составляется педагогом по определенному курсу на учебный год либо на 4 года.
2.Структура рабочей программы по внеурочной деятельности
2.1. Структура Программы является формой представления курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
Титульный лист.
Пояснительная записка
Учебно-тематический план.
Содержание курса;
Ресурсное обеспечение реализации Программы
Ожидаемые результаты.
Рекомендуемая литература
2.2. Титульный лист (Приложение №1)
- структурный элемент программы, который должен содержать следующую информацию: название ОУ; название программы; направление развития личности школьника (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное, общекультурное и т.д.); класс; составитель и его квалификационная категория; учебный год;
2.3. Пояснительная записка
В Пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы.
Пояснительная записка содержит:
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс: актуальность; практическая значимость; связь с уже существующими по данному направлению программами; вид (модифицированная, экспериментальная, авторская программа); новизна (для претендующих на авторство).
2. Цель и задачи программы.
Цель — предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
Задачи могут быть:
обучающие – развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.;
воспитательные – формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.; развивающие – развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
Формулирование задач также не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
3. Отличительные особенности программы: базовые теоретические идеи; ключевые понятия; этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.
В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.
4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
- возраст детей и их психологические особенности;
- особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.);
- число обучающихся по годам обучения (обосновать);
- режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий.
- прогнозируемые результаты и способы их проверки:
5. Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
6. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях и т.д.).
3.4.Учебно-тематический план (Приложение 2)
Учебно-тематический план составляется в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия).
Последовательность тем целесообразно построить так, чтобы они независимо от направления деятельности учащихся отражали логику предлагаемого образовательного маршрута.
Структура курса должна содержать: перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов; перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы;
4.Содержание Программы.
Содержание Программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане.
Описание темы включает: название; основные узловые моменты; формы организации образовательного процесса (теоретические, практические).
Изложение ведется в именительном падеже. Обычно первая тема — введение в программу.
5.Ресурсное обеспечение реализации Программы (Приложение 3) должно содержать:
Кадровое (педагоги, администрация, врачи, психологи и т.д);
Материально-техническое;
Финансовое; информационно-методическое (пособия, методическая литература и т.п., интернет).
Ожидаемые результаты:
характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа (три уровня: 1- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; 2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом; 3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия);
выход за пределы школы (организация мест демонстрации успешности обучающихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет); Портфолио достижений школьника.
Рекомендуемая литература. Приводятся два списка литературы: литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса; литература, рекомендуемая для детей и родителей.
6.Оформление рабочей программы по внеурочной деятельности
Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, 12, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, Поля: левое – 30 мм; правое – 15 мм; верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст и должны быть отделены от предыдущего и последующего текста одним интервалом. С новой страницы начинается каждый блок программы. Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (программа заканчивается 23 страницей, приложение начинается с 24). Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.
Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.
Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучен. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого курса.
7.Экспертиза и утверждение рабочей программы по внеурочной деятельности.
Рабочая программа по внеурочной деятельности утверждается приказом директора школы ежегодно в начале учебного года (до 1 сентября текущего года).
Утверждение Программы предполагает следующие процедуры: обсуждение Программы на заседании педагогического совета или методического объединения воспитателей;
Допускается проведение экспертизы Программы с привлечением внешних экспертов.
При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по воспитательной работе.
Приложение №1
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«_________________________________________»
Направление развитие личности школьника:
__________________________________________________________________
Класс___________
Составитель:____________________ (Ф.И.О.)
_______________(категория)
Учебный год:_____________________
г.Ярославль
Приложение №2
Учебно – тематический план
Тема |
Количество учебных часов |
Дата |
Формируемые УУД |
|
Теоретические занятия |
Практикумы |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
Ресурсное обеспечение реализации Программы
Кадровое (педагоги, администрация, врачи, психологи и т.д);
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материально-техническое;
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Информационно-методическое (пособия, методическая литература и т.п., интернет).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________